Проблемы развития армянского страхового рынка и системы его государственного регулирования
Финансы,
30 июля 1998 г.
Основы регулирования страховой деятельности в Республике Армения 3389 просмотров
В настоящее время политика в области регулирования и контроля страховой деятельности в Республике Армения направлена на: обеспечение стабильности и надежности зарождающейся страховой системы; формирование адекватных структурных единиц и инфраструктуры страхового рынка; создание системы страхового обслуживания, отвечающего требованиям реального, финансового секторов экономики и социальной сферы; обеспечение процесса интеграции страховой системы республики с инфраструктурами мирового страхового рынка посредством перехода к стандартам регулирования и оказания страховых услуг, принятым в международной практике.
Иными словами, на регулирование и контроль возлагается задача создания благоприятных условий для развития рынка страховых услуг, что требует, с одной стороны, гибких подходов, а с другой — жестких ограничений при принятии определенной системы регламентирующих норм. Теоретической основой предлагаемой системы регулирования страховой деятельности принято положение, что данный вид бизнеса, преследуя цель получения прибыли, одновременно является чрезмерно рисковой сферой предпринимательства, и в то же время имеет исключительно важную роль для обеспечения стабильных экономических и социальных условий в стране, так как страховые компании являются не только стабилизаторами, но и финансовыми посредниками при размещении значительных страховых фондов накопительного характера. В силу значительного влияния последних на другие сегменты финансового рынка, страховые компании в дальнейшем могут иметь существенное влияние на реализацию денежно-кредитной политики и становление вторичного рынка ценных бумаг. Регулирование страховой деятельности нацелено на то, чтобы институциональные субъекты, действующие на этом рынке, не входили в зоны чрезмерного риска, которые имеют как системный, так и единичный характер. В итоге это должно укрепить общественное доверие к страховой системе в целом. Принято также положение, согласно которому регулирование должно обеспечить равные условия для конкуренции и стимулировать эффективность деятельности как отдельных страховщиков, так и системы в целом. Для решения этих проблем был тщательно изучен зарубежный опыт страхового регулирования, особенно стран с переходной экономикой, чтобы с учетом особенностей страхового рынка республики создать собственную гибкую систему. На данном этапе приоритетным для республики является повышение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. Страховое законодательство в связи с этим предъявляет следующие требования: а) обязательное лицензирование, б) наличие уставного капитала, г) создание страховых резервов и их определенное размещение, д) установление порога перестрахования как средства сохранения платежеспособности в виде норматива соотношения суммы страховых резервов и собственного капитала к совокупным страховым обязательствам по всем договорам страхования. Очевидно, что этот последний норматив не вполне адекватно отражает объем обязательств страховщика и уровень его платежеспособности. О финансовой устойчивости страховых компаний можно судить только по комплексу показателей, предельные величины которых установлены раздельно для компаний, осуществляющих страхование жизни, виды иные, чем страхование жизни, и перестраховочных компаний. В состав основных экономических нормативов включены: 1) минимальная величина уставного капитала, 2) адекватность капитала или платежеспособность в виде предельного соотношения между суммами свободного капитала и разрешенных активов, 3) два норматива ликвидности в виде соотношения высоколиквидных активов к страховых резервам, а также предельного соотношения кредиторских обязательств и общих активов, 4) предельный уровень по отдельному риску и предельный уровень по трем крупным рискам, 5) предельный уровень страховой суммы по всем договорам страхования в зависимости от количества страховых договоров и уровня страховых выплат, 6) предельный уровень требований к одному лицу и связанных с ним лиц, 7) норматив валютной позиции. Гарантом платежеспособности страховщиков являются адекватные обязательствам страховые резервы и собственный капитал. Страховые резервы — это по существу отложенные до востребования, т.е. не имеющие конкретного срока исполнения выплаты. По своей сути страховые резервы представляют одновременно и обязательства страховщика и, как всякие обязательства, требуют определенного капитала. Формирование обязательств страховщика существенно отличается от аналогичного процесса, совершаемого всеми другими коммерческими субъектами. Страховщик имеет обязательства перед каждым страхователем, закрепленные договором страхования, и эти обязательства выражены страховой суммой по данному договору. Но из этого не следует, что обязательства страховщика равны совокупной сумме страховых обязательств, поскольку страхование по своей сути предполагает вероятностный характер наступления страховых случаев и определенную раскладку ущерба. Исходя из этого совокупные обязательства страховщика определяются той частью страховых взносов (премий), что предназначены для выплат (нетто-премии). А средством расчета этих обязательств являются страховые тарифы. Именно страховой тариф определяет количество премий и, косвенно, страховых обязательств. Последние должны быть выплачены за промежуток времени, равный тарифному периоду. Недопонимание процесса формирования обязательств страховщика привело в нашем случае к отождествлению совокупной страховой суммы по всем договорам страховщика с его фактическими обязательствами. Отсюда и последовало ложное представление о платежеспособности страховщика в виде норматива, представляющего отношение суммы страховых резервов и капитала компании к страховой сумме по всем договорам страхования (под последним принимаются обязательства страховщика), установленные в соотношении 1:15 соответствующим постановлением правительства. Формирование страховых резервов и порядок их размещения сводятся к известной системе страховых технических резервов. Возвращаясь к платежеспособности страховщика, следует указать на то, что, поскольку страховые резервы, образующиеся от страховых премий, — это, по сути, обязательства страховщика, приходим к простому выводу, что конечным гарантом этих обязательств является собственный капитал компании, т.е. определенная сумма активов компании, свободная от каких-либо обязательств (исключая обязательства перед пайщиками или акционерами). Следовательно, для определения платежеспособности страховщиков предлагается норматив адекватности капитала в виде соотношения свободного капитала компании и его разрешенных активов. Европейская модель расчета достаточности уровня капитала предполагает два подхода. В упрощенном виде это сводится к тому, что для этого требуется сумма, адекватная либо 18% страховых премий, либо 23% процентам от страховых выплат. Между тем страховые компании соприкасаются не только со страховыми рисками, но и с целым рядом иных рисков, присущих всем финансовым компаниям, в частности, с инвестиционным риском и т.п. Следовательно, адекватность капитала более точно отражается соотношением капитала и активов, которое одновременно учитывает риски, исходящие от размещение средств в активах. Сделав допущение, что все обязательства страховщика представлены страховыми обязательствами, можно определить, что адекватность (достаточность) капитала в виде 18% от страховых премий можно трансформировать в соотношение страховых обязательств (резервов) к капиталу и далее капитала и активов, которое должно быть не ниже 19%. Чтобы определить величину свободного капитала и разрешенных активов, требуется взвесить все активы и дериваты активов по степени риска. Все коэффициенты рисков устанавливаются априорно, исходя из степени развития финансового рынка в данной стране и действующих в нем финансовых инструментов, а также в зависимости оттого, имеют ли эти вложения непосредственную связь со страховой деятельностью или нет. Взвесив все активы по степени риска, получаем так называемые “разрешенные активы”, т.е. активы, которые не несут дополнительного риска и, следовательно, не требует “дополнительного” капитала для компенсации от всевозможных потерь. Разрешенные активы, по сути, сами требуют определенного капитала, который в этом случае уже является “гарантом” для страховых обязательств. Этот капитал именуется свободным капиталом (активы, свободные от каких-либо обязательств, и активы, не отягощенные влиянием различных рисков). Свободный капитал, в свою очередь, можно рассчитать двумя методами: либо уменьшив разрешенные активы на сумму обязательств компании, либо уменьшив собственный капитал на сумму взвешенных неразрешенных активов. Поскольку второй метод более прост для расчетов, в проекте постановления правительства предполагается именно он. Для расчета платежеспособности страховщика свободный капитал соотносится опять же с разрешенными активами, нормативное требование — в пределах 16-18%. Указанный подход взвешивания активов может быть оспорен на основе того аргумента, что размещение страховых резервов определенным образом регламентируется с учетом степени риска активов. Однако указанная регламентация в конечном итоге не снимает все вопросы платежеспособности, так как сами страховые резервы даже при приемлемом размещении в активах являются гарантом для обязательств только на первом уровне, а гарантом обязательств в последней инстанции является адекватный капитал компании. Поскольку капитал — критерий платежеспособности страховщика, следует рассмотреть еще величину уставного капитала, форму его инвестирования и, наконец, абсолютную величину уставного и общего капитала компании. Законы “О страховании”, “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, “Об акционерных обществах” РА не ограничивают форму инвестирования в уставный капитал компании. Оно может быть реализовано в денежной либо имущественной форме. Следует ли устанавливать требования к уставному капиталу исключительно или частично в виде денежного инвестирования или нет? Данная проблема разрешена в предложенном нормативе адекватности капитала. Вложения в капитал страховщика могут совершаться в любой форме и не следует его специально ограничивать, тем самым порождая новую проблему несоответствии различных законов. Если капитал, вложенный в денежной форме, материализуется в необходимых для деятельности компании имущественных активах, следовательно такого рода активы можно принять и при инвестировании в капитал. Вопрос разрешается иным путем: все активы, не взирая на их происхождение, которые не имеют какого-либо отношения к страховой деятельности, будут взвешены с коэффициентом риска в 100%, т.е., чтобы иметь такой актив, компания должна иметь соответствующий этой сумме капитал, который уже в этой части не войдет в сумму свободного капитала компании. При этом абсолютная величина уставного капитала (или величина общего капитала) должна рассматриваться как критерий платежеспособности страховщика, поскольку требование о достаточности капитала по отношению к принятым обязательствам перекрывает путь страховщику, не выполнившему этот норматив, возможность выхода на рынок страховых услуг. Естественно, в РА это сумма может быть одной, а в России или в Казахстане другой. Следует учесть и то обстоятельство, что абсолютную сумму уставного капитала компания может “проесть”. Норматив же свободного капитала позволяет увеличивать объем страховых операций и, следовательно, страховых обязательств до бесконечности, но в каждый данный момент деятельность компании лимитируется величиной собственного капитала, предоставленного в виде свободного капитала, и для расширения границ деятельности необходимо осуществить дополнительные вложения, в первую очередь, в уставный капитал. С другой стороны, можно быть уверенным, что весь вложенный капитал работает на страховую деятельность и не проскользнет в торговую или в другую прибыльную сферу бизнеса, числясь в уставном капитале страховой компании. Закон “О страховании” РА в настоящее время регулирует страховые тарифы только для обязательных видов страхования. Столь либеральный подход приемлем для стран, имеющих стабильные страховые рынки с устоявшимися методиками определения страховых тарифов. Регулирование тарифных ставок — один из основных рычагов упреждения жесткой конкуренции и сохранения платежеспособности страховщиков. Учитывая условия становления страхового рынка, неадекватность и неполноценность статистической информации в странах с переходной экономикой, на наш взгляд, более приемлем механизм контролирования обоснованности страховых тарифов со стороны надзорного органа, как это регулируется ст. 30 российского Закона “О страховании”. Соответствующие изменения по этой части представлены в проекте Закона “Об изменениях и дополнениях в Законе “О страховании РА”. Важным компонентом финансовой устойчивости страховых компаний является степень их ликвидности, снижение которой по существу есть первый признак ухудшения финансовой стабильности, в дальнейшем способного привести к неплатежеспособности страховщика. Для регулирования ликвидности предлагается установить два взаимно дополняющих друг друга норматива. Во-первых, это норматив отношения высоколиквидных активов компании к страховым резервам (при этом в расчет принимаются как обязательные страховые резервы, установленные уполномоченным регулирующим органом, так и резервы, создаваемые страховщиком и согласованные с вышеуказанным органом). В составе высоколиквидных активов необходимо выделить один компонент — это эмитированные резидентами и нерезидентами ценные бумаги, приобретенные страховщиком для продажи, имеющие стабильную котировку на вторичном рынке, если при этом за последние 6 месяцев их котировка проводилась не реже двух раз за две недели и биржевая стоимость которых за это время не снижалась более чем на 30%. Во-вторых, норматив отношения суммы кредиторских задолженностей страховщика к ее общим активам. Следует, однако, сказать, что определенный порядок размещения страховых резервов не гарантирует абсолютной ликвидности страховщика. Финансовая устойчивость страховщика во многом определяется диверсификацией страхового и инвестиционного портфелей. В связи с этим, во-первых, ограничивается максимальная ответственность по отдельному риску: 30-10% согласно графику по годам от свободного капитала страховщика. К этому можно добавить норматив максимальной ответственности по трем самым крупным рискам страховщика, чем страховщик максимально ограждается от неблагоприятных воздействий страховых рисков. Следует, правда, указать, что для расчета всех нормативов единичный страховой риск может быть разбит на несколько рисков или, напротив, несколько — кумулироваться в один риск. Последнее допускается, если объекты страхования находятся на определенной ограниченной территории, в идентичных условиях, подвергаются воздействию тех же самых факторов и, согласно договору страхования, для них закреплены идентичные страховые условия, и страхователем выступает одно и то же лицо. Если хотя бы один из вышеперечисленных критериев не соблюдается, то страховщик вправе разбить один риск или заключенный по одному договору риск на несколько рисков. Особый интерес может представить норматив отношения страховой суммы по всем договорам страхования компании к сумме свободного капитала и резервов, который в корне отличается от действующего норматива платежеспособности. Данный норматив будет установлен не только для страхования жизни, “не жизни” и перестрахования, но также по отдельным подгруппам страхования, и его значение будет варьироваться в зависимости от числа страховых договоров или рисков и уровня возмещения. Число договоров, или рисков, принятых страховщиком, указывает на то, что закономерность закона больших чисел будет проявляться при соответственно большой выборке. Уровень возмещения берется за последний год или, предпочтительно, три последних года и рассчитывается как отношение выплат к нетто-премиям, т.е. в идеальном случае оно должно быть равно 100%, а при страховании жизни, учитывая его накопительный характер, должно превышать этот рубеж, т.е. возрастание степени выплат указывает на то, что страховщик правильно рассчитывает страховые риски, устанавливает тарифы и своевременно осуществляет выплаты по возмещениям. При определенных уровнях риска и степени возмещений соотношение порогового ограничения страховых сумм и суммы свободного капитала и резервов следует диверсифицировать: от 1:5 до 1:20. Поскольку очень мала емкость нашего рынка и очень немногим страховщикам удается перейти рубеж тысячи операций в квартал или в год, поскольку в РА пока не действует ни один закон по обязательным видам страхования, названный норматив представляется обоснованным. Впрочем, резкое ограничение этого норматива вполне компенсируется действием вышеуказанных нормативов адекватности капитала, ликвидности и максимальной ответственности по отдельному риску и по трем самым крупным рискам. Норматив предельных требований страховщика к одному лицу и связанных с ним лиц призван диверсифицировать риски страховщика при инвестициях и в целом при размещении его активов. Его введение значительно повышает устойчивость страховщика, снизив ее зависимость от возможных отрицательных последствий ухудшения финансового положения того или иного делового партнера компании. Следует только заметить, что совокупные требования к правительству РА и правительствам других стран не включаются в расчет данного норматива. В предложенном варианте проекта валютную позицию предписывается соблюдать в закрытом режиме, т.е. сумма всех обязательств в иностранной валюте должна быть равна сумме активов в инвалюте, при этом доля иностранной валюты в уставном капитале в расчете норматива не участвует. Страховщики аккумулируют значительные страховые резервы, и при возрастании этих резервов может возникнуть ситуация, когда страховщики в силу колебания курса национальной валюты в отдельных случаях могут оказать сильный прессинг на спрос валютных средств, существенно ограничив возможности Центробанка. Это может быть следствием как объективных причин, так и конъюнктурных воздействий. Однако ни в одной стране норматив валютной позиции не является инструментом регулирования денежно-кредитной политики. Он должен оградить страховщиков от отрицательных последствий колебания курса национальной валюты в отношении доллара США или к группе валют, к которой привязана национальная валюта данной страны. Очевидно, что при гиперинфляции или чрезмерно высокой инфляции, открывая валютную позицию в сторону так называемой короткой позиции (сумма валютных активов превышает сумму инвалютных обязательств), можно оградить страховщиков от существенных потерь. Закрытая валютная позиция оправдана необходимостью стимулировать внутренние инвестиции. Она также дает возможности для инвестиций за рубеж, открыв доступ к здоровым диверсифицированным портфелям. В заключение необходимо подчеркнуть сугубную важность закрепления перечисленных нормативов регулирования страховой деятельности на уровне закона. Уполномоченный орган получает возможность лишь в рамках закона применять ту или иную группу нормативов в зависимости от того, какие задачи должны решаться на данном этапе, проявляя в этом случае определенную гибкость. При этом все нормативы ужесточающего характера должны вступать в силу не раньше, чем через три месяца после принятия законодательного акта, а все нормативы с ослабляющим режимом вступают в силу с момента принятия такого решения.
А.В.Карян,начальник страховой инспекции Министерства финансов и экономики Республика Армения, кандидат экономических наук
Вся пресса за 30 июля 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|